Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
Мини-чат |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
| | |
|
Панк-рок в России больше чем панк-рок
"Панк-рок в России больше чем панк-рок"
Дима Модель - активист и организатор большинства леворадикальных акций
конца 90-х. Это он залезал на мавзолей с плакатом "Против всех" и был
одним из главных инициаторов первого российского street-party. Далее
было бы бессмысленно перечислять те проекты, в которых участвовал Дима,
достаточно сказать, что он имеет прямое отношение к группам ДвУРАК и
зАиБИ и по сей день носит титул "исполняющего обязанности команданте
краеведческого движения". Но для нас он представляет интерес по другим
причинам. Модель был активным участником панк-группы "Лисичкин Хлеб",
образовавшейся в начале 90-х и выступавшей вплоть до 2000 года. Его
статья "Панк-рок в России больше чем панк-рок", недавно опубликованная
в книге "Против всех П", наделала много шума и вызвала шквал нареканий.
Споры вокруг нее идут и по сей день. Теперь и у посетителей сайта
punx.ru появилась возможность ознакомиться с этой провокационной и
неоднозначной статьей.
Первые рок-группы появились в нашей стране еще в самом начале
семидесятых, а слегка политизированные или "социальные" тексты
зазвучали несколько позже. Сначала протест рок-культуры выражался в
"буржуазной" музыке и внешнем виде музыкантов. Этот период подробно
описан в книге А.Троицкого "Рок в СССР". С начала восьмидесятых
начинают выходить малотиражные самиздат-журналы и получает
распространение практика домашних сейшенов (квартирников). Расцвет вся
эта рок-культура пережила в конце восьмидесятых. В это время монополист
"Мелодия" начинает выпускать альбомы групп, а группы оказываются на
большой сцене.
Все кому не лень переписывают друг у друга записи Аквариума, Кино, ДДТ,
Наутилуса и Алисы, интервью и положительные статьи о них появляются в
газетах, в киосках продаются фотографии.
Все это относится только к восьмидесятым. В начале девяностых
вышеназванные группы окончательно переходят из области неформальной
культуры в область шоу-бизнеса. Протестная энергия трансформируется у
этих групп в фирменный стиль, поэтому настоящие, истинные неформалы
перестают следить за их творчеством. Но все это никому не интересная
хуйня, хоть и необходимое предисловие.
Подпольных групп в традиционном смысле слова в девяностых не было.
Можно было петь о чем угодно и вести себя на сцене как угодно. Тем
более, что про Sex Pistols многие уже были наслышаны. Ветеранами
панк-сцены у нас считаются питерские Автоматические удовлетворители,
московский Футбол и таллинские Y.M.K.E., но это герои восьмидесятых.
Вслед за ними панк начали играть многие другие, и основной группой,
которая сформировала мировоззрение и стиль музыки девяноста процентов
отечественных панк-рокеров, стала Гражданская оборона.
Ее создатель Егор Летов на своей домашней студии ГР.ОБ.-рекордз записал
огромное количество как своих альбомов, так и альбомов своих друзей.
Перестройка докатилась до Омска не сразу, поэтому Летова в конце
восьмидесятых сильно прессовал КГБ. Известна история, когда он был
объявлен в уголовный розыск и, чтобы избежать тюрьмы, отправился в
годовой автостоп по стране вместе с Янкой (Дягилевой) - хотя, возможно,
это просто легенда. Все творчество Летова носит отпечаток некоторого
диссидентства, но политической его деятельность назвать никак нельзя.
Вообще, очень важно понимать такую вещь, что на Западе, откуда пришла
рок-музыка, тексты групп всегда были достаточно просты и однозначны -
либо любовь/смерть героя, либо что-то примитивное о политике, т.н.
"песни протеста". У наших же групп тексты традиционно имели
мировоззренческую направленность, а переживания героя - небывалую
глубину (см., например, тексты того же Лисичкина Хлеба). Именно поэтому
в советское время официозные деятели любили пообсуждать "рок-поэзию", а
в самиздате писали о балансе между интересными текстами и умением,
слаженностью игры на гитарах. От "излишне политизированного" журнала
URЛАЙТ откалывается КонтрКультUR`а, где UR - Underground Rock. Этот
журнал обсуждает тему "экзистенциального андеграунда".
Экзистенциальным андеграундом называли последнюю, самую слабую волну
независимой рок-музыки. Самыми яркими ее представителями являются ГО
(Гражданская оборона) и КОТ (Комитет охраны тепла). Эта волна
определяла свои ценности, когда "большой" рок деградировал до акций
типа "Рок против наркотиков", и перестала быть волной в эпоху
"Кинопроб".
Групп в этой волне было не так много. Существовала
социально-музыкальная формация Инструкция По Выживанию, которую создал
в Тюмени поэт Мирослав Немиров. Эта группа известна не только
концертами, но и акциями в духе московских "Мухоморов". Так как в
провинции еще многое запрещено (1985), то все мероприятия ИПВ попадают
под статью "Антисоветская деятельность". В Тюмени под влиянием ИПВ
образовалось еще несколько групп, которые все вместе называют
"сибирским панком". Их музыка носит национальные черты, и не случайно
многие из них сегодня углубились в православие в своем творчестве.
Кроме них, на просторах СССР можно было иногда встретить более или
менее достойную группу, то есть такую, которую можно было бы слушать
из-за текстов, подкрепленных "драйвом", например, барнаульская "Теплая
трасса" - именно такая группа, последняя из провинциальных. Те, кто
слушал в девяностых панк-рок, конечно же, делал разницу между
вышеперечисленными группами и какими-нибудь Четырьмя Тараканами или
Монгол Шууданом, которые играли "в стиле панк". Разница в том, что
Трасса пела о человеке и его месте в этом мире, а Тараканы исполняли ни
к чему не обязывающую "милую чепуху". То есть именно в девяностые ПАНК
стал коммерческим продуктом, и быть панком, "панковать" было модно
среди маргиналов.
Естественно, что ни в экзистенциальном андеграунде, ни среди
коммерческих панк-групп не было людей, которые серьезно разбирались в
политике. Наоборот, считалось, что телевизор смотреть, а особенно
читать газеты - очень глупо, дурной тон, и актуальным долгое время
оставался лозунг, спетый Летовым: "Я всегда буду против!". Хотя тот же
Летов постоянно пел на концертах и песни типа "КГБ-рок" или "Все идет
по плану" (1988) - главный антисоветский хит отечественного панк-рока.
В 1993 году состоялся концерт, а точнее, акция "Русский прорыв".
Событие акции - разгром ДК им. Горького панками, которым не хватило
билетов. Акцию организовала "Лимонка", летом 1994-го концерт повторился
в большем масштабе в "Крыльях Советов". Лимонка считается среди
анархистов газетой, скорее, правой. Поэтому все группы, попадающие на
ее страницы, считаются "Фашистскими". Летов, который называл себя
анархистом и всегда выступал на концертах со значком @, вновь собрал
группу, распущенную им в 90-м под впечатлением расстрела Белого дома, и
стал говорить в интервью "за коммунистов" и "против демократов". Ни он,
ни товарищи по "Прорыву" до сих пор ни бельмеса не смыслят в политике,
но считают себя "революционерами". ГО породила кучу эпигонов и
подражателей, а также подражающих подражателям, например Отход.
Теперь можно рассказать о самых последних героях андеграунда. В Москве
под влиянием КонтрКультUR`ы и сибирского панка в 1992-м образуется
"Всемосковский патриотический панк-клуб". То, что происходило в его
"стенах" - отдельная история, но можно с уверенностью сказать, что его
участники были также бесконечно политически безграмотны.
"Патриотическим" клуб был назван для красного словца, и его можно
считать скорее антипатриотическим. Играть на инструментах по-настоящему
почти никто не может, упор делается на тексты, так как андеграундная
тусовка к середине девяностых стремительно деградирует. Круг слушателей
сужается, одна из основных групп клуба - Резервация - здесь находит
своих новых слушателей в среде футбольных фанатов. Группа меняет
название на Банду Четырех и выступает на правых мероприятиях.
Соломенные Еноты, со своим мощнейшим антисоциальным зарядом, уходят в
область поэзии, так и не став ни правыми, ни левыми. Лисичкин Хлеб
совершенно случайно находит своих слушателей среди анархистов и
радикальных экологов и выступает на акциях протеста в эколагерях.
Группа Рабочий Контроль создана позже, но, безусловно, является левой.
Эти группы образуют движение зАиБИ и проводят агитконцерты на
индустриальных и транспортных объектах, а также в промышленных
катакомбах. Вместе с ЛисХлебом РК является организатором первого и
второго концертов в поддержку политзаключенных. В 2000 году Хлеб
записывает свой заключительный альбом, а его участники продолжают
осуществлять различные левые проекты. Кроме вышеназванных, довольно
ярким событием левого панка стала группа Адаптация из Казахстана.
Изначально являясь антисистемной, она попадает под влияние анархистов и
становится левой. Т.к. Казахстан сейчас является полицейским
государством, у Адаптации часто нет возможности дать концерт в своей
стране, поэтому чаще она гастролирует по России. Уникальным явлением
отечественного панка можно назвать проект Треп. Я напрямую связываю
Треп и традиции групп экзистенциального андеграунда. Но участникам
Трепа, в отличие от них, удалось уйти от гитарного аккомпанемента к
современной электронной музыке, сохранив осмысленное содержание.
Отдельная тема в "левой" музыке - ска-панк и хардкор (конец 90-х).
Можно вспомнить группу с говорящим названием - Долби систему из Питера.
Что касается этих направлений, то я не отношусь к ним серьезно, и вот
почему: эти музыканты отказываются от творческого подхода к своей
деятельности, ставя на первый план чистую энергию и пропаганду
политкорректных идей: антифашизм, антимилитаризм, экологизм, феминизм,
антиглобализм, веганство и т.д. Никаких национальных корней подобная
музыка не имеет. Она растет из питательной среды европейских фэнзинов.
Единственное исключение - Deviation из Беларуси. Правда, и в музыке
этой группы чувствуется плотное знакомство с польской панк-сценой. И уж
совсем позорные курьезы возникают при попытках специально создать
сегодня музыкальные группы, призванные обслуживать несуществующую
"левую сцену" - тупорылые проекты, собранные скучными и глупыми людьми,
например "Жидомасоны".
Таким образом, левых групп, то есть тех, кассеты которых слушают у нас
левые активисты, - раз-два и обчелся. Вообще-то левые чаще слушают
современную зарубежную музыку. А вот по-настоящему левых групп, левых
по смыслу, я вообще не вспомню, кроме, пожалуй, зАиБИ - группы со
своими оригинальными революционными идеями.
Автор: Дима Модель
Связь с Д. М.: stopcar@mail.ru
|
Категория: Панк статьи | Добавил: Punk (12.12.2008)
|
Просмотров: 1433
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
|